Зародившись в Америке в начале прошлого века маркетинг стремительно развивался и от концепции базовых 4P (цена (Price), товар (Product), каналы сбыта (Place), реклама и продвижение (Promotion ) перешёл в концепцию 7P, где в добавлении к базовым инструментам добавились ещё три P (люди (People), процесс (Process), физическое окружение (Physical Evidence).
Вкратце по каждому инструменту:
— Люди, которые представляют компанию, именно продавцы и консультанты должны быть лицом бренда.
— Процесс продаж — создание воронки продаж, юзабилити (удобство навигации) сайта, подключение подходящих методов оплаты, доставка, ожидание товара, сбор обратной связи, сервисное обслуживание.
— Физическое окружение (страница веб-сайта, логотип, упаковочный материал, отзывы клиентов, сертификаты, рекомендации)
Итак, подводя итоги, необходимо сказать, что все инструменты необходимо использовать не разрозненно, а системно, упаковав всю работу с ними в маркетинговую стратегию продвижения компании или бренда.